Самарский Государственный Технический Университет
Научно-Техническая Библиотека

Ретроспектива российского кино

Кино возникло как массовая ярмарочная забава самого непритязательного вкуса. Говоря о периоде становления кино, его можно смело описывать как новый феномен. Кино, пользуясь своей зрелищной природой, овладевает сознанием зрителя и воздействует на его разум и сердце.

2016 год объявлен в России Годом Российского кино. Российское кино богато интересными творческими индивидуальностями, число художников, заслуживающих внимание зрителей очень велико. Мастера кино, как правило, люди сложной судьбы, каждый из них вносил в общее дело видения мира свой талант, свой стиль, свою неповторимость, из которых и сплетается многообразие и богатство нашего киноискусства.

778 И-907 История советского кино [Текст] : 1917-1967 гг.: В 4 т. - М. : Искусство, 1969-1978. ( Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале ).

В «Истории советского кино» обобщен опыт создания советской многонациональной кинематографии, исследуются пути творческого развития всей культуры нашей страны на примере кинематографии. Это издание выпущено в четырех томах и представляет историко-культурный интерес.

Первый том посвящен кино 20-х годов. Хроникальные фильмы периода гражданской войны стремились сочетать информацию с решением определенных агитационных задач.

Второй том рассказывает о киноискусстве 30-х годов, когда оно, овладев звуком, впи-тало лучшие традиции литературы, театра и музыки. Именно в эти годы появились «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Член правительства» и многие другие фильмы, в тематике которых отражалось всё самое главное, что волновало наш народ в тот период.

Третий том посвящен кинематографии военных и первых послевоенных лет. Подвиг народа в Великой Отечественной войне был темой лучших картин этого времени: «Она защищает Родину», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и др. Искусство и литература этих лет особенно тесно связаны с жизнью народа, выражают его героический подъём, его ненависть к врагу, его готовность к подвигу.

Четвёртый том «Истории советского кино» посвящен кинематографу 50-60-х годов. В нем анализируются лучшие фильмы этих лет, такие, как «Летят журавли», «Тихий Дон», «Судьба человека» и др.

778 И-32 Из истории кино. Документы и материалы [Текст]. - М. : Искусство, 1977 .- 207с. ( Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале).

Публикуемые в данной книге статьи, мемуары, сценарии знакомят нас с историей создания выдающихся произведений отечественного многонационального киноискусства и существенно расширяют наши представления о прошлом кино.

778 Д-222 20 режиссерских биографий [Текст]. - М.: Искусство , 1971.- 363 с. (Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале ).

Двадцать творческих портретов, вошедших в книгу, знакомят нас с плеядой талантливых и своеобразных режиссеров, стоявших у колыбели российского кино и трудом своим помогавших выработке принципов нового искусства, становлению метода социалистического реализма. И как бы не сложилась личная кинематографическая биография каждого из героев сборника — одни поставили по десятку картин ( А. Ивановский, О Преображенская, В. Корш-Саблин), другие остались в истории кино автором лишь одного памятного фильма (М. Барская, Г. Макаров, И. Трауберг) - не количеством произведений измеряется их вклад в кино, а теми находками, прозрениями, которые содержатся в их фильмах. Данная книга обогатит читателя интереснейшей информацией, раскроет неожиданные аспекты истории кино.

778 К-129 Караганов, А. В. Всеволод Пудовкин [Текст] / А. В. Караганов. - М. : Искусство, 1973. - 233 с. : ил. - (Жизнь в искусстве). - ISBN ...(в пер.) : 01.56 р.(Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале ).

Автор этой книги, доктор искусствоведения А.В. Караганов - известный критик и историк театра и кино. В монографии «Всеволод Пудовкин» он подробно и последовательно прослеживает творчество одного из зачинателей и классиков советского кинематографа, рассказывает о получивших всемирную известность фильмах В. Пудовкина «Мать», «Потомок Чингиз-хана», «Конец Санкт-Петербурга» и др. Автор рассматривает разнообразные стороны деятельности В.И. Пудовкина - режиссерскую, актерскую, педагогическую, его теоретический вклад в развитие молодой науки о кино. В книге много интересных биографических фактов, сведений о коллегах и об актерах, снимавшихся у Пудовкина В.И.

778 П-434 Погожева, Л. П. Михаил Ромм [Текст] / Л. П. Погожева. - М. : Искусство, 1967. - 160 с. - (Мастера совет. кино). - 0.57 р.( Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале).

В книге Погожевой Л.П. внимательно и глубоко рассматриваются все фильмы Михаила Ромма - от «Пышки» до «Обыкновенного фашизма», анализируются особенности его индивидуального стиля. Фильмы, поставленные М. Роммом, рассказывая о дне сегодняшнем или прошедшем, всегда глубого современны. В них живут те проблемы, вопросы, конфликты, страсти, тот гнев и та радость, которыми живет народ. Автор сборника уделяет немало внимания творчеству операторов, художников, актеров, с которыми Михаил Ромм работал над своими картинами. Несомненный интерес представляют разборы образов В. И. Ленина, созданных Б.Щукиным, роль Дмитрия Гусева в фильме «9 дней одного года», созданных А. Баталовым и других известных актеров. В данном сборнике пользователи найдут для себя всеобъемляющие ответы на вопрос, что есть художник и человек М.И. Ромм.

Щ 37 О-118 О Тарковском / Сост.,авт. предисл. М.А.Тарковская.-М.: Прогресс,1989.- 400с.(Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале ).

Первый сборник воспоминаний об Андрее Тарковском (1932-1986), авторе широко известных фильмов - «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение», - неповторимость которых оставила яркий след в мировом кино. Семь с половиной фильмов; по количественным меркам вроде мало и все же как много - целый мир со своими законами и беззакониями, пространством и временем, с постоянными обитателями, главнейшими вопросами . Каждый из фильмов принадлежит своему сюжету и своему времени, они не устарели в наше быстротекущее время, они все вместе остаются как явление. Андрей Тарковский - один из крупнейших кинорежиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа, продолжатель лучших традиций отечественного кино, ученик М.И. Ромма, последние годы вынужден был создавать свои шедевры за пределами Родины, сохраняя высокую гражданственность и патриотизм. Его искусство стало интернациональным, не знающим границ .

Своими воспоминаниями о А. Тарковском делятся: Андрей Вознесенский, Николай Бурляев, Ролан Быков, Маргарита Терехова и др.

Щ37 Л-894 Львовский М. Человек, которому верят / М. Львовский . - М . : «Киноцентр», 1990 . - 112 с. - 0.75 ( Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале).

Заметки посвящены народному артисту РСФСР Ролану Антоновичу Быкову, сыгравшему более ста ролей в кино и театре. Его артистический диапазон необычайно широк. Р. Быков признанный комический актер, но и трагик тоже, владеет мастерством жанра виртуозно, иногда его герои мелки и смешны, иногда возвышенны и благородны, но всегда сыграны в полную силу, на высоком накале страстей. Талант Р. Быкова — это сумма всех его способностей. Огромная энергетика, нескончаемая доброта, «харизма» била из него фонтаном и привлекала людей всех возрастов. Тем кто с ним работал, порой даже трудно было осмыслить все его творческие идеи, каждую свою роль он превращал в настоящий праздник актерского искусства. Эти заметки, написанные свидетелем радостных и мучительных поисков замечательного артиста и режиссера заинтересуют любознательного читателя.

Щ 37 У-517 Ульянова О. Евгений Евстигнеев .- М.: Киноцентр, 1988 .- 1-10 (Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зале ).

Книга рассказывает о большой и многообразной творческой жизни замечательного советского актера, народного артиста СССР Евгения Александровича Евстигнеева. Он принадлежит к тем редким актерам, о которых говорят — парадоксальный, прежде всего своей совершенно некиношной внешностью. Ему были доступны как острохарактерные, драматические, так и комедийные роли. Впрочем, все образы, которые Евгений Евстигнеев создал, по-своему значительны и неординарны. Диапазон персонажей и характеров, создаваемых актером был необычайно широк, и с годами становился все разнообразнее. Он сыграл в известнейших кинофильмах: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля», «Собачье сердце», «По семейным обстоятельствам» и др. Книга интересна еще тем,что в ней использованы фото из архивов различных киностудий.

Щ 37 У-517 Игнатьева Н.А. Михаил Ульянов .-М.: Кинопропаганда , 1985 .-1-10 (Документ в 1 экз. в гуманитарном читальном зала ).

Автор книги рассказывает о творческом пути народного артиста СССР Михаила Александровича
Ульянова, раскрывает широчайший диапазон его творческих возможностей. М. Ульянов — один из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного кино. Его амплуа определилось четко: социальный герой, достоверный, современный,сегодняшний. Высокое мастерство перевоплощения в совокупности с ярко выраженной социальной активностью актера — одно из самых примечательных свойств его таланта. Ульяновские герои не знают лёгкого существования, у них всегда трудный путь. Одна из известнейших его ролей — роль маршала Г. Жукова, настолько достоверна, что многие зрители воспринимают актера и пресонажа как единое целое . М.А. Ульянов, как настоящий художник, не теряя остроты своего социального зрения, продвигается по новым траекториям, постигая новизну мира, приобщая нас к новообретенным знаниям о жизни, о человеке . Его работы навсегда вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.

Ш6(2Р)6 Ц-975 Цыркун, Н. А. Раневская [Текст] / Н. А. Цыркун. - М. : ЭКСМО, 2011. - 479 с. - (Биогр.знаменитых людей). - ISBN 978-5-699-40199-4 (в пер.) : 277.20 р. (Документ в 1 экз. на абонементе художественной литературы).

Фаина Раневская — легендарная звезда на все времена. Известную своим острым языком, в артистических кругах её окрестили «злой Фуфой»; но сама она выбрала для себя псевдоним в честь чеховской героини- изломанной дамы Серебряного века. Раневской удавалось вжиться в роль, она была гениальным мастером перевоплащения, что позволяет сегодня говорить о ней как о величайшей актрисе . Она жила в кадре, с удивительной тонкостью донося до зрителя всю суть образа своих героинь. Нарочитая грубость слов и манер лишь подчеркивало ее обаяние . И неважно, что в большинстве случаев ей доставались эпизодические роли, будучи «королевой второго плана», она затмевала многих исполнителей главных ролей . Она не просто играла, она творила, жила своими ролями, она была актрисой от Бога. Одного появления Раневской на экране достаточно, чтобы фильмы эти, благодаря ее участию, стали любимы народом, не канули в небытие, не зря Британская энциклопедия включила её в десятку великих актеров 20-го столетия. Данная книга раскрывает перед читателями образ великой акртисы и бесконечно мудрой и одинокой женщины.

Ш6(2Р)6 В-785 Вострышев, М. И. Чарующая Целиковская [Текст] / М. И. Вострышев. - М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2004. - 248 с. - (Любимые наших любимых). - ISBN 5-699-08693-5 (в пер.) : 110.00 р. (Документ в 1 экз. на абонементе художественной литературе ).

Книга о Целиковской — это не книга о её киноролях, а рассказ о женщине, сумевшей и в трудные, и в счастливые минуты сохранить в кристальной чистоте свою душу, дружившей с самыми знаменитыми людьми советской эпохи и всегда остававшейся неповторимой. Целиковская представляла собой уникальную личность , впитавшую в себя лучшее из русской культуры 19 века .Ее мысли, особенности характера, поступки отличались от шаблона артистки, поэтому не перестаешь удивляться, как все это помещалось в хрупкой жизнерадостной женщине . Она была и остается легендой. Перед ней преклонялись её друзья: Б. Пастернак, П. Капица, В. Высоцкий... Но она оставалась такой же, как в юности - весёлой, вечно заботящейся о других, равнодушно смотрящей на свою всенародную славу.

Ш6(2Р)6 В-887 Вульф, В. Я. Великие женщины ХХ века [Текст] / В. Я. Вульф, С. Чеботарь. - М. : Яуза : Эксмо, 2009. - 749 с. - (Мой серебрян.шар). - ISBN 978-5-699-33509-1(в пер.) : 415.00 р.(Документ в 1экз. На абонементе художественной литературы).

Говорят, самое страшное для «звезды» - пережить собственную славу. Лишь немногие избранные избегают этой печальной участи. Вторая часть книги посвящена «звездам» экрана . Их слава не меркнет с годами — наоборот, разгорается всё ярче .

Они определили лицо своей эпохи, верность собственному признанию, внутреннее достоинство -этими женщинами, их талантом нельзя не восхищаться, они гордость и слава XX столетия - это Вера Холодная, Любовь Орлова, Марина Ладынина, Ольга Чехова, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Алла Ларионова . Каждая из них имела свою судьбу, свой рок, все они стали частью черно-белой кинематографической сказки, персонажами заэкранного мифа, хотя далеко не все к этому стремились. Сенсации сопровождали их всю жизнь : серьезное, смешное и пошлое смешивалось воедино, и популярность порой отнимала их у искусства.

Ш6(2Р)6 А-656 Андрей Миронов глазами друзей [Текст] : сб.воспоминаний / ред.-сост. Б. М. Поюровский. - М. : Центрполиграф, 2002. - 461 с. : ил. - (КУМИРЫ). - Библиогр.:с.429-457. - ISBN 5-227-01820-0 (в пер.) : 76.00 р. (Документ в 1 экз. на абонементе художественной литературы).

Это книга о жизни в кино, жизни в театре, жизни на эстраде...Теперь они органично воссоединились в одну большую Жизнь Артиста после смерти, и эта жизнь уже никогда не кончится. Андрей Миронов — блистательный актер, его яркие, актерские способности поражали зрителя . Для каждой своей роли он находил самые разные краски: то шутливые, то ироничные, то броские. Его работы всегда вселяют радость, позитив, теплоту и искренность. Природа щедро одарила его — удивительная заразительность, редкое чувство юмора, музыкальность, пластичность - дав все это, природа почему-то ограничила его в сроке... В кино он снимался у виднейших режиссеров : Э. Рязанова , М. Захарова , Л. Гайдая, А. Германа, А. Митты, А.Суриковой.

В книге собраны воспоминания друзей Андрея Миронова, человека, чья внезапная кончина вызвала скорбь миллионов поклонников. Вот поэтому рядом с именитыми артистами, режиссерам, писателями, музыкантами читатели встретятся с обыкновенными зрителями, ради которых каждый вечер выходил на сцену и эстраду Андрей Миронов, ради которых он жил и работал, не щадя себя.

Ш6(2Р) Г-957 Гурченко, Л. М. Аплодисменты [Текст] / Л. М. Гурченко. - 2-е изд.,доп. - М. : Эксмо, 2004. - 615 с. - ISBN 5-699-08258-1 (в пер.) : 136.00 р. (Документ в 1 экз. на абонементе художественной литературы).

В своей автобиографической книге знаменитая актриса рассказывает о своем детстве, семье и людях, которые были рядом, о преданности и предательстве, о любви и разочарованиях, о крушении иллюзий, отчаянии и надежде. Эта история уникальной личности во всей сложности и противоречии ее духовной жизни. Сладкие минуты стремительного признания после выхода на экраны фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» обернулись долгими годами расплаты за такую стремительность. Все было на этом пути: и отчаяние, и разочарования, и надежды, но самое главное — работа. Да, это был тяжелый путь, и кто знает, не случись всех этих перипетий и испытаний в её жизни, стала бы простая девочка из Харькова талантливой, знаменитой и всеми любимой актрисой Людмилой Гурченко.

Ш5(2Р)64 Н-731 Новиков, В. И. Высоцкий [Текст] / В. И. Новиков. - 5-е изд. - М. : Мол.гвардия, 2008. - 474 с. : фот. - (Жизнь замечат.людей; Вып.1319(1119)). - ISBN 978-5-235-031 36-4(в пер.) : 480.00 р. Библиогр.:с.471-472( Документ в 1 экз. на абонементе художественной литературы).

Книга В. Новикова — мастерски написанный, неприукрашенный рассказ о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, нашего современника, человека, чей голос в 70 — 80-е годы звучал буквально в каждом доме. Читатель узнает новые подробности о жизни этой мятущейся души, её взлётах и падениях, страстях и недугах. Автор не ограничивается чисто биографическими рамками повествования, вдумчиво анализирует творчество Высоцкого-поэта. Автор книги стремится определить место Высоцкого — актера и Высоцкого — поэта в культурно-историческом контексте эпохи.

Наша группа ВКонтакте Яндекс.Метрика